17.11.2022 <strong>Этапы и сроки маркировки пива</strong>

Этапы и сроки маркировки пива

После длительных обсуждений, переносов и согласований появился проект правил маркировки пива, который с высокой долей вероятности будет подписан без существенных изменений. Кроме новых сроков и этапов в проекте, наконец, зафиксирован порядок взаимодействия двух контрольных систем между собой – ЕГАИС и Маркировки, причем во многих аспектах для пользователя работа с ними будет существенно облегчена по сравнению с тем, как это реализовано сейчас. Давайте внимательно познакомимся с проектом правил маркировки пива, чтобы понять, к чему готовиться в 2023 году.

Этапы и сроки маркировки пива

Традиционно запуск проекта маркировки на новой товарной категории в первую очередь затрагивает производителей продукции. Пиво и пивные напитки не станут исключением. С 1 апреля 2023 года по 15 января 2024 года вся пивная продукция выпускаться и импортироваться в страну будет только маркированная. Этапы маркировки для производителей разделены на виды упаковки:

С 1 апреля 2023 года – специализированная упаковка (кеги)

С 1 октября 2023 года стеклянная или полимерная потребительская упаковка

С 15 января 2024 года – иные виды потребительской упаковки (алюминиевые банки, например)

Такое разделение обусловлено технологическими сложностями нанесения кода маркировки, а также объемом продукции и скоростями на линиях разлива и упаковки. Первыми будут обязаны маркировать кеги, при чем делать это можно будет нанесением кода на укупорочные средства (термоусадочные колпачки), не затрагивая целостности оборотной тары. Очевидно, что число единиц продукции, отгружаемой в таком виде в десятки и сотни раз меньше, чем в потребительской таре.

Вторым этапом будут маркировать стеклянные и полимерные бутылки, технология их маркировки давно отработана на товарной категории «Вода». Завершать внедрение маркировки будут алюминиевыми банками, это самый сложный с точки зрения нанесения кода вид упаковки.

Помимо нанесения кода от производителей потребуют введения продукции в оборот перед ее отгрузкой покупателям. Сам факт отгрузки на первом этапе фиксировать не нужно.

Этапы, которые затронут розничную торговлю и общепит начнутся только в 2024 году:

С 1 апреля 2024 года будет необходимо передавать сведения о продаже разливного пива (упакованного в специализированную упаковку)

С 1 июня 2024 года – о продаже пива в потребительской упаковке, без ее разделения по виду тары и ее объему. Это любые банки, бутылки, ПЭТ и т.д., которые продаются в магазинах, кафе, барах и ресторанах.

Проектом постановления о правилах маркировки пива предусмотрены ограничения на продажу немаркированных остатков продукции. Пиво из немаркированных кег можно продавать до 1 апреля 2024 года, немаркированное пиво в потребительской упаковке можно продавать до 15 января 2025 года.

Какая пивная продукция подлежит маркировке

Постановление закрепляет перечень пивной продукции, подлежащей маркировке. Это:

ТН ВЭД 2203 00 и 2206 00, «Пиво солодовое и напитки, изготавливаемые на основе пива (напитки пивные)».

ТН ВЭД 2206 00 310 0, 2206 00 510 0, 2206 00 810 0, «Сидр и грушевый сидр»

ТН ВЭД 2206 00 390 1, 2206 00 590 1, 2206 00 890 1, «Прочие напитки сброженные игристые и не игристые с фактической концентрацией спирта не более 7 об.%».

Как и по другим товарным категориям код ТН ВЭД продукции мы рекомендуем смотреть в сертификатах соответствия, которыми пивная продукция должна сопровождаться в продаже.

Обратите внимание, что под маркировку пива, в отличии от ЕГАИС, попадает и безалкогольное пиво. Это означает, что УПД для системы маркировки будут отличаться по составу товара от ТТН ЕГАИС в том случае, если в одной поставке у вас присутствует и безалкогольное и классическое пиво. Следует ожидать, что поставщики пива, как и сейчас, будут разделять такие отгрузки на две накладные, с товарами ЕГАИС и с прочими товарами.

Маркировка тары переменного объема

При торговле разливным пивом в кегах часто возникает ситуация, когда объем продукции имеет переменное значение – в кегу могут залить разный объем и по заказу покупателя и по технологическим ограничениям. Для таких случаев в код маркировки производитель может добровольно внести данные об объеме продукции. Для этого предусмотрена специальная группа данных, состоящая из 6 символов с кодом применения AI = ‘335Y’ (где Y – позиция десятичной точки в значении объема продукции). Применение «плавающей запятой» в коде идентификации раньше не встречалось, это особенность формата кода маркировки для пива. Разработчикам систем кассовых и учетных систем нужно учесть этот фактор, чтобы в автоматическом режиме распознавать объем продукции при сканировании кода маркировки.

Взаимодействие ЕГАИС и маркировки для пивной продукции

Правила маркировки пива обязывают Оператора маркировки (ЦРПТ) передавать данные о движении маркированной продукции в ЕГАИС. Это означает, например, что с продавца пива со временем снимут обязанность отчитываться о факте продажи пива в ЕГАИС, потому что ГИС МТ сделает это за него прямо по данным из кассового чека. Так же со временем это приведет к отмене необходимости ежеквартального декларирования данных о продажах пива в ФС РАР. Но на данном этапе до полноценного развертывания системы маркировки ни о каких изменениях в работе с ЕГАИС для участников оборота пива речи не идет.

Обе контрольные системы будут обмениваться данными об обороте пива без привлечения участника оборота, но на первых этапах  в этих системах придется работать параллельно – и принимать накладные в ЕГАИС и подписывать из в ЭДО.

Мы продолжим следить за всеми этапами прохождения проекта правил маркировки пива и информировать вас о всех изменениях. Несмотря на то, что для розницы и общепита необходимость работы с маркировкой пива наступит только в 2024 году, мы рекомендуем уже сейчас помнить о ней при формировании планов на развитие ваших компаний.

Select your currency