24.04.2023

Маркировка молочной продукции 2023

Маркировка молочной продукции принесла в розничную торговлю новые процессы и новые задачи, которые в других товарных категориях еще не встречались. Необходимость следовать строгим правилам торговли маркированными товарами превращают простые и привычные для магазина процессы в сложные математические упражнения. Продажа сыра в упаковках с переменным весом относится к таким процессами. В статье мы обсудим, как оформлять продажу такой продукции и при этом не нарушать требования закона.

До молочной продукции вся маркировка фактически была «штучной» – обувь, табак, шины, фототовары т.д. Всё это товары, которые продаются целыми количествами. Были небольшие исключения в разливной парфюмерии и альтернативной табачной продукции, которые можно было продавать частями, а не целыми единицами, но это были редкие исключения и массово они не использовались. В отличии от, например, сыра, который продается практически в каждом продуктовом магазине. Современная фасовка на производстве давно умеет делать одинаковые кусочки весового продукта – их удобно продавать, покупатель не задумывается о цене и выборе конкретного куска, ведь они все одинаковые. Но в небольшом производстве все еще регулярно встречается упаковка с переменным весом – каждый кусочек уникален, вес пишется на упаковке, при продаже он же попадает в поле «количество товара» кассового чека. Вот тут и начинаются сложности.

Кассы с ФФД 1.05 и маркировка весового товара

По правилам работы кассового аппарата с использованием формата фискальных данных версии 1.05, при регистрации маркированного товара код маркировки записывается в тег 1162, при этом количество товара всегда должно быть равно единице (1 шт.). Как при этом продать 352 грамма сыра? Если каждая упаковка стандартизована и цена указана за упаковку, то можно продать одну упаковку сыра и это будет понятно и покупателю, и системе маркировки. А если каждая упаковка разная? В этом случае остается единственный вариант – количество товара может быть равно единице только в том случае, если цена товара каждый раз будет пересчитываться исходя из веса конкретного кусочка. Иными словами: 352 грамма сыра по цене 1000 руб/кг = 1 кусок сыра по цене 352 руб/шт. Мы каждый кусок продаем по разной цене. Иначе никак.

А как покупатель поймет, сколько сыра ему в итоге продали и по какой цене? И как быть с ценником, на котором указана другая цена, настоящая и за килограмм, а не расчетная и за весь вес куска?

Тут места для фантазии не так много – единственный вариант, это добавлять информацию о фактическом весе (количестве) товара и его цене в строку с его наименованием. Да, это не так информативно и не привычно, но других вариантов нет.

Какие кассовые программы умеют работать с весовым сыром по ФФД 1.05

Ряд разработчиков кассовых программ уже объявили о сроках выхода релизов с поддержкой пересчета цены весового маркированного товара. Часть кассовых программ, например на базе 1С, могут доработать наши или ваши специалисты. Если вы не знаете, поддерживается ли в вашей кассовой программе такой пересчет цены товара, то обращайтесь к нам, разберемся вместе.

Если ваша касса работает по ФФД 1.2, то проблемы с указанием веса маркированного товара у вас, скорее всего, не будет, потому что по этому формату количество весового товара может быть любым, а значит там можно указывать вес куска и добавлять код маркировки с упаковки этого куска. Если вы имеете право все еще работать на ФФД 1.05 (у вас ФН 1.1 или ваша касса все еще не в реестре), то у вас есть выбор – обновлять кассовую программу, считать цену каждого куска сыра на калькуляторе или обновить кассу до ФФД 1.2.

Включение веса упаковки в код маркировки

30 ноября 2021 года в правила маркировки молочной продукции были внесены изменения, позволяющие производителями включать вес товара (его фактическое количество) в код маркировки. Для этого к стандартному коду после разделителя 3103 добавляют шесть символов веса товара в граммах. Теперь кассовая программа сможет одним сканирование кода маркировки идентифицировать товар и сразу определять его количество, без дополнительного сканирования весового штрихкода.

Добавление веса к коду маркировки – добровольное право производителя и не является его обязанностью. Не все производители технически готовы работать с таким оборудованием, которое сможет при взвешивании товара на фасовке сразу формировать и печатать новый код маркировки. Поэтому такой вариант кода вряд ли получит широкое распространение среди небольших производителей. Но кассиру будет гораздо проще работать, если ваша кассовая программа все-таки будет уметь обрабатывать такие коды.

Продажа маркированного сыра при нарезке в магазине

Такой вариант продажи сыра широко распространен в рознице любого формата, от гипермаркетов до магазинов у дома. Покупатель выбирает сыр по образцам за прилавком, продавец отрезает его от выбранной головки или большого куска в нужном покупателю количестве, помещает его в пакет или на пластиковый поддон. Чаще всего при этом продавец взвешивает такой сыр на весах с печатью этикеток и сразу наклеивает на упаковку вес, цену и стоимость отрезанного куска. Как продавать такой сыр по правилам маркировки?

К счастью, результат нарезки сыра в магазине уже не является маркированной продукцией. Магазин как бы производит из маркированного сыра новый продукт – сыр в нарезке, который не упакован в потребительскую тару промышленным способом, а, следовательно, уже не является маркированной продукцией. На кассе он продается как обычный немаркированный товар.

Что делать с головкой сыра, которую магазин получает от поставщика маркированной и принимает на свой баланс по системе Честный ЗНАК? Такой сыр должен быть списан на производственные нужды в момент вскрытия его упаковки. Данный процесс не является фискальной операцией (не проходит через вашу кассу) и становится обязательным с 01.09.2022 года. Если ваша программа к этому времени не научится отправлять данные о списании сыра в производство, то сделать это можно будет руками через Личный Кабине Честного ЗНАКА. Главное – не забудьте сохранить код маркировки с упаковки такого сыра, иначе вы не сможете определить, какой именно код вам нужно будет списать.

Важно! Все, что мы описали в статье о продаже сыра, точно так же относится к любой маркированной продукции – весовому творогу, мягким сырам, сметане, йогуртам и т.д. Упакованная молочная продукция с переменным весом выводится через ККТ и кассовый чек, расфасованная в месте продажи – через процедуру «Списание» для производственных нужд. Второй вариант также актуален для организаций общепита – вся маркированная молочная продукция, используемая в производстве, подлежит отражению в системе маркировки через списание с 01.09.22.

Select your currency