ЕГАИС

Согласно закону, розничным магазинам для продажи алкоголя необходимо установить на своих кассах программный модуль, с помощью которого данные о продаже алкоголя автоматически передаются в единую систему.
Что нужно знать о ЕГАИС?
ЕГАИС – это единая государственная автоматизированная информационная система. Проще говоря, программа для государственного контроля над производством и продажей спиртных напитков.
Согласно закону, розничным магазинам для продажи алкоголя необходимо установить на своих кассах программный модуль, с помощью которого данные о продаже алкоголя автоматически передаются в единую систему.
Этапы принятия закона
- 25 февраля 2015 Законопроект принят в первом чтении Государственной Думы,
- 17 июня 2015 Внесены поправки, законопроект принят во втором чтении Государственной Думы,
- 19 июня 2015 Закон принят в третьем чтении Государственной Думы и направлен в СФ,
- 24 июня 2015 Закон одобрен Советом Федерации и направлен Президенту РФ,
- 30 июня 2015* Подписание закона Президентом РФ,
- 6-10 июля 2015* Официальная публикация закона в Российской Газете.
*Даты указаны в соответствии с законотворческим процессом РФ.
Сроки подключения
В данный момент система работает в тестовом режиме, но:
- с 1 января 2016 года программное обеспечение для ЕГАИС должны будут установить все оптовые продавцы алкоголя,
- с 1 июля 2016 года производители и оптовая продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции,
- с 1 июля 2016 года все розничные магазины, осуществляющие торговлю алкогольной продукцией (на территории города и крупных поселений).
Временно освобождены от подключения
По словам заместителя председателя Комитета СФ по экономической политике, Валерия Васильева, от подключения к ЕГАИС в ближайшее время освобождаются такие виды деятельности, как:
- закупка, хранение и поставка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Крым и города Севастополь(должны быть подключены к системе до 1 июля 2016 года),
- розничная продажа алкогольной продукции в сельских поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к сети «Интернет» (перечень таких поселений определяется законом субъекта РФ, они должны быть подключены к 1 июля 2017 года),
- розничная продажа алкогольной продукции, а также закупка пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи для их последующей розничной продажи индивидуальными предпринимателями на территории Республики Крым и города Севастополь (срок подключения в городских поселениях – до 1 июля 2017, для сельских поселений – до 1-ого января 2018).
Могут не подключаться
В соответствии с последней редакцией законопроекта, одобренной Госдумой и Советом Федерации, от подключения к ЕГАИС освобождены:
- производители пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи объёмом не более 300 тысяч декалитров в год,
- производители вина и игристого вина (шампанского) из собственного винограда,
- организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции,
- организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Как будет работать ЕГАИС в рознице?
На каждой бутылке с алкоголем – сейчас только на крепком и вине, но вскоре и на слабом – есть специальная марка. На неё нанесён двумерный штрихкод PDF417 с подробной информацией о производителе, лицензии, дате розлива и другими характеристиками напитка.
Факт продажи каждой единицы алкоголя должен быть зафиксирован в системе ЕГАИС. Это происходит с помощью использования 2D-сканера на кассе. Он считывает с марки информацию, кассовый модуль ЕГАИС её обрабатывает и передаёт на сервер Росалкогольрегулирования. И таким образом учёт ведется в режиме «online».
На сегодняшний день система установлена и уже работает в некоторых крупных розничных сетях, таких как Магнит, Дикси и X5 RetailGroup – магазин Перекресток.
Зачем подключаться сейчас?
Те предприятия, которые подключатся к ЕГАИС ранее срока, утверждённого законопроектом, получат возможность ведения журнала учёта алкогольной продукции в автоматическом режиме с использованием программно-технических возможностей системы.
Есть ли польза от ЕГАИС рознице?
Есть! После оплаты товара покупатель получает чек, который содержит код, подтверждающий фиксацию продажи алкоголя в автоматизированной системе. С помощью кода на чеке и мобильного телефона покупатель сам сможет проверить законность, а значит качество купленной продукции.
Благодаря этому QR-коду магазин сможет позиционировать себя, как ответственного поставщика качественной продукции населению, которому можно доверять.
Технические условия для подключения к ЕГАИС
- INTERNET скорость от 256 кбит/с и выше,
- сканер двумерных штрихкодов PDF 417,
- модернизированное кассовое программное обеспечение, прошедшее тестирование на совместимость с ПО ЕГАИС,
- установленное программное обеспечение ЕГАИС,
- аппаратный крипто-ключ со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ,
- усиленная квалифицированная электронная подпись.
Нужна усиленная КЭП
Любая отчётность, которую компания сдаёт по телекоммуникационным каналам связи, с 1 января 2014 года подписывается только усиленной КЭП (квалифицированной электронной подписью).
Усиленная квалифицированная электронная подпись для подключения к ЕГАИС розничных торговых предприятий создаётся с помощью подтверждённых ФСБ криптографических средств и имеет сертификат от аккредитованного удостоверяющего центра, выступающего гарантом подлинности подписи.
В случае сбоя в работе…
В случае сбоя в работе системы программа ЕГАИС переходит в оффлайн-режим, накапливая данные для отправки серверу после восстановления работоспособности. Срок задержки передачи – не более трёх дней.
Однако этот срок не окончательный. Он установлен на время тестовой работы ЕГАИС. Далее он может быть пересмотрен как в большую, так и в меньшую сторону в соответствии с качеством связи в месте работы торговой точки.
- Ревизия в продуктовом магазине. Как провести инвентаризацию с максимальной пользой для бизнесаРевизия в продуктовом магазине – неотъемлемая составляющая деятельности розничного предприятия. Необходимость регулярного пересчета товара определяется не только буквой закона, но и индивидуальными целями, которые ставит перед собой магазин. С...Полная версия статьи
- Способ повышения продаж в ресторанеИдеальный ресторан — это место, в котором нужные блюда хорошо продаются, а гости остаются довольны качеством сервиса и кухни.Полная версия статьи
- Отличительные особенности информационных систем, которые присущи предприятиям автосервисаОпишем некоторые отличия информационных систем, которые предназначены для помощи в управлении автосервисным предприятиемПолная версия статьи